Однако за последние годы карта интересов сильно изменилась. Если раньше на Чукотке преимущественно осваивали месторождения зарубежные компании, то теперь все активы находятся в руках предприятий, сосредоточенных в России.
Это связано, например, с санкциями, с которыми наша страна столкнулась в 2022 году.
По этой причине, в частности, Чукотку покинула казахстанская компания KAZMinrelas, которая первой начала проект Баимского ГОКа. В 2022 году компания
столкнулась со сложностями при ведении бизнеса в России. Банк, в котором обслуживалась группа, — ВТБ — оказался под жесткими санкциями. Из-за этого компания «потеряла возможность обслуживать долг» перед ним и даже подтвердила наличие рисков дефолта «по техническим причинам».
Свои активы KAZMinrelas в 2023-м передал другому казахстанскому инвестору Trianon Limited. Но и те реализовать проект Баимского ГОКа не смогли и уже
в 2024-м передали активы компании, контролируемой государством — «Северной Авроре», которая находится под управлением ООО «УК Рускапитал».
Немного по-другому сценарию развивались события с передачей активов канадского Kinross. Компания работала в России с 1995 года и была крупнейшим иностранным инвестором в золотодобывающей отрасли страны. Но санкции в 2022-м заставили продать все активы на Чукотке и ретироваться.
Месторождения Kinross — Купол и Двойное ушли частной компании Highland Gold.
Таким образом, на Чукотке не стало ни одного зарубежного инвестора, промышленность полностью сосредоточилась в руках госкорпораций и российских миллиардеров, что сделало ее своеобразным тест-полигоном для новой модели арктического освоения.